Когда я впервые услышала эту фразу от участников тренинга: «Нам читали тренинг», – я решила, что это шутка. Когда эту фразу я слышала снова и снова, то стала интересоваться, что имеют в виду участники тренинга, что с ними происходило на тренинге. Их ответы меня поразили – им действительно читали тренинг. Между тем, это нонсенс, оксюморон[1], совмещение несовместимых понятий. Тренинг невозможно прочитать. Тренинг – это активная форма обучения, здесь научение происходит, в первую очередь, благодаря активной работе участников.

Многие формы обучения взрослых на современном этапе принято называть «тренинг», «бизнес-тренинг». Между тем внутреннее содержание может быть самым разнообразным: от прочтения лекции (отсюда и идёт высказывание «нам читали бизнес-тренинг») до активных методов обучения, таких как, деловые и ролевые игры, кейсы и т.п. Формат настолько разный, что у человека не посвящённого возникает путаница: «Что же является бизнес-тренингом, а что не имеет к нему никакого отношения?».

С другой стороны, может возникнуть другой вопрос: «А для чего вообще заморачиваться формой? Тренинг это или не тренинг? Что от этого меняется?». Меняется многое. Например, именно от формата донесения информации будет зависеть усвоение полученных знаний: и если это была лекция, то скорее всего большая часть информации пройдёт мимо участников, но даже то, что запомниться будет всего лишь в пассиве (знаем, но не делаем). Суть тренинга заключается в обратном эффекте: знаем и делаем, т.е. все знания которые были у участников и всё, что дал тренер на тренинге переводится в актив и участник тренинга в дальнейшем использует полученные навыки в своей практической деятельности / на своём рабочем месте. Именно в этом суть тренинга.

Итак, давайте резюмируем: бизнес-тренинг – это краткосрочное обучение, направленное на развитие необходимых, на рабочем месте компетенций и основывается на определённой концепции того феномена, которому он посвящён (например, взаимодействие с покупателем, переговоры, продажи, командообразование, мотивация персонала и т.д.). Тренинг базируется на принципах динамического обучения (о них мы поговорим чуть позже). В процессе тренинга в кратком формате представляется необходимая участникам информация, которая обязательно закрепляется через отработку навыков на практических упражнениях. Тренинг – это активная форма обучения, как для участников, так и для тренера.

Как уже было сказано выше, тренинг основывается на принципах динамического обучения, которые в свою очередь базируются на результатах нейропсихологических, не­врологических, психологических исследований, а также иссле­дований в области «стресс-менеджмента» и т. п. Что это за принципы?

      1. Мозг человека – комплексная адаптивная система, работающая одновременно на различных уровнях. Поэтому в процессе обучения необходимо учитывать мысли, чувства, установки, фантазии и физиологию участников тренинга, поскольку они оказывают взаимное влияние друг на друга.
      2. Как сказал Зимбардо (американский антрополог): «Человек – это общественное животное». И с самого рождения мы изучаем этот мир, взаимодействуя с другими людьми. Мы изменяемся под влиянием отношений с другими. Поэтому в учебном процессе мы не можем рассматривать участника отдельно от группы. Следовательно, крайне важно, чтобы в группе была «тёплая» доверительная безопасная атмосфера, в которой участники могут проявить активность и творчество.
      3. Обучение зависит и от физиологии. Мозг работает в соответствии с физиологией. Стресс и страх блокируют способность человека к обучению. Чувство безопасности, азарт, доверие, напротив повышают. Всё, что влияет на наше тело – в значительной мере влияет и на процесс нашего обучения. Поэтому на тренинге крайне важно учитывать физиологические процессы: продолжительность модулей тренинга, своевременные перерывы, создание благоприятной атмосферы и т.д.
      4. Человеку свойственно во всем искать смысл. Именно поэтому в процессе тренинга очень важно постоянно прокладывать «мостики» к рабочим ситуациям участников группы, определять смыслы и связывать их с опытом обучающихся. Более того мозг человека инстинктивно защищается от всего, что кажется ему лишенным смысла. Вот и получается, когда спрашиваешь участников: «Как тренинг?», а в ответ: «Хорошо провели время». А что в «сухом» остатке? Что они возьмут в свою работу? В свою жизнь?
      5. Обучение включает в себя выделение знакомых, связанных с прошлым опытом, структур и создание новых творческих мо­делей. Наш мозг автоматически реагирует на то, что ему уже из­вестно, и одновременно ищет новую информацию. Обучение взрослых людей происходит по принципу надстраивания новой информации над уже имеющимися знаниями. Именно поэтому для успешности тренинга необходимо и важно знать, зачем люди пришли на программу и какими знаниями они уже обладают. Каждый человек постоянно выделяет в окружающем мире уже знакомые для него вещи, объясняет их для себя, осмысливает и делает выводы. Тренер не может повлиять на этот процесс, но может его учесть и включить в структуру обучения.
      6. Чувства имеют значение. Человек эмоционален. Каннеман доказал, что финансовые решения принимаются человеком иррационально, а уже потом под эти решения подводится рациональное объяснение (и, кстати, получил за это открытие Нобелевскую премию). Эмоции и долговременная память находятся в одном отделе головного мозга. И мы сохраняем в своей памяти всё, что нам приятно и всё, что для нас безопасно и стараемся вытеснить всё, что расценено, как «угроза» (реальная или потенциальная). Чувства и эмоции каждого участника группы имеют значение в процессе обучения и влияют не только на него, но и на всю группу. Именно поэтому задача тренера создать в группе атмосферу поддержки, взаимного уважения и возможности открытой коммуникации.
      7. Правое-левое. Сегодня много говорят о роли правого и левого полушария в жизни человека и даже пытаются разделить людей на правополушарных и левополушарных. Такой подход сильно упрощает функциональные возможности мозга. В действительности оба полушария у здоровых людей работают совместно. Задача тренера – взять это на «вооружение» и активно использовать для наилучшего усвоения учебного материала. Именно поэтому в тренинге так много творческих заданий. Кроме того, особенность работы головного мозга предполагает, что обучение должно строиться по принципу от «простого» к «сложному». Поскольку обучение зависит от существующих знаний, имеет смысл начинать обучение с азов, постепенно продвигаясь к более сложным вопросам. Затрагивая сложный материал на начальных этапах тренинга, тренер рискует потерять внимание группы и не достигнуть целей тренинга.
      8. «Концентрация и расслабление». Особенность нашего мозга в том, что на сознательном уровне мы усваиваем не более 4% информации и параллельно идёт усвоение и той информации, которую мы не замечаем (возможно именно по этой причине люди говорят, что мозг работает на 2 – 10%. Нет, мозг человека работает на 100%, но на сознательном уровне мы усваиваем информацию лишь до 4%). Таким образом учитываем, что периферические сигналы не менее важны, чем основное содержание тренинга. И тогда в процессе обучения важно не только учитывать уровень шума, освещённости и температуру в помещении, но и сознательно использовать символическое наполнение, оказывающее дополнительное позитивное воздействие на участников: цвет стен, картины, предметы декора в классе, цветы и т.п.
      9. Люди учатся лучше всего, когда совершают действия. Эффективность обучения взрослых увеличивается прямо пропорционально мере их участия в деятельности. Именно поэтому на тренинге используем активными методы обучения: двигательные упражнения, кейсы, ролевые игры и т.п.
      10. Каждый учится в своём темпе. Несмотря на то, что тренер обеспечивает создание среды, способствующей успешному обучению, скорость этого процесса создаётся членами группы. Тренер может влиять на темп усвоения материала, объединяя людей в подгруппы с приблизительно равными способностями или компенсируя различия в их подготовке другими способами. Однако нет особого смысла «гнать» программу, если группа не успевает «встроить» её в свой уже существующий опыт.

Итак, бизнес-тренинг – это:

  • учебный процесс, в котором каждый принимает активное участие за счёт чего происходит наработка необходимых профессиональных компетенций;
  • учебный процесс, во время которого знания обучающихся систематизируются и трансформируются из пассивного состояния (я знаю) в активное (я делаю);
  • учебный процесс, когда участники группы много узнают друг от друга;
  • учебный процесс, где уделяется внимание не только содержательной части, но и эмоциональной составляющей каждого участники группы;
  • учебный процесс, результаты которого зависят, прежде всего, от вклада участников и в меньшей степени от знаний тренера;
  • учебный процесс, во время которого участники осознают ценность своего опыта и понимают, что знают и умеют гораздо больше, чем предполагали.