Я вспоминаю одну историю из своей консалтинговой практики: мне позвонила выпускница нашей Школы бизнес-тренеров и спрашивает: «Что делать? В компании началась паника, люди совершенно не работают. Активно расползаются слухи, что грядёт массовое сокращение и каждому надо о себе позаботиться, чтобы не остаться на улице». А, надо сказать, на «улице» в это время накатывала очередная волна кризиса.

Спрашиваю: «Что могло спровоцировать такую ситуацию? Какие управленческие решения предшествовали?». Отвечают, что нет ни единого повода для подобных выводов. Спустя несколько вопросов выясняю: накануне руководители компании вели переговоры с поставщиками IT-программы по оценке персонала и чтобы протестировать её был издан приказ о том, что сотрудники должны срочно зарегистрироваться на ресурсе поставщика программы и пройти тестирование. При этом сотрудникам не объяснили с какой целью это всё делается, что и породило панику!

Довольно часто я, как бизнес-консультант, сталкиваюсь с тем, что руководители стремятся сохранить монополию на информацию, рассматривают информацию как рычаг управления («кто владеет информацией, тот владеет миром») и держат свои планы втайне. Между тем плохая информированность рядового персонала напрямую сказывается на их производительности труда! Доктор психологических наук Р.Л. Кричевский (1996) говорит: «принятие решений, инновационная политика, создание благоприятного психологического климата, стимулирование людей — всё это требует детальной информации. И когда её нет, когда воцаряется информационный хаос, орга¬низации грозит крах». Вот так, не больше и не меньше – крах. Почему же тогда руководители так легкомысленно относятся к информированию своих сотрудников?

Тому несколько причин.

Первая из них: руководители не всегда понимают важность коммуникации и донесения обратной связи персоналу. «Оп¬рос руководителей и рядовых работников о рейтинге десяти важнейших моральных факторов успешной работы показал, что осведомлённость о состоянии дел в организации руководители поставили на десятое место, а рядовые работники — на второе — третье»[i]. Почему для рядовых сотрудников так важно знать, что происходит в компании? Понимание ситуации позволяет сотрудникам осознать насколько стабильна компания и насколько безопасно в ней. И даже если ситуация в компании нестабильна и небезопасна, есть возможность принять решение самостоятельно и осознанно, быть хозяином своего выбора, а не щепкой на волнах бурного течения. Кроме того, отсутствие необходимой информации формирует у рядовых сотрудников позицию сторонних наблюдателей, непричастных к делам организации, что, в свою очередь, порождает неудовлетворённость работой персонала у руководителей – так формируется «порочный круг» взаимных претензий между руководителями и рядовыми сотрудниками.

Следующая причина: руководители не информируют сотрудников, действуя в соответствии с тремя стереотипами: «Это знают все», «Это не надо знать всем», «Это рано знать всем». Что в результате? В результате сотрудники домысливают, достраивая картину исходя из своих страхов и предыдущего опыта, что порождает слухи и сплетни в компании, которые обостряют взаимные претензии между руководством и персоналом и снижает производительность труда.

Кто виноват разобрались. Осталось ответить на любимый вопрос «всех времён и народов»: «Что делать?»

Для этого необходимо и достаточно выполнять несколько условий корпоративной коммуникации.

1. Главное условие, которое необходимо выполнить для предотвращения слухов в компании – определить потребность в информации у подчинённых для выполнения своих функциональных обязанностей. Также необходимо подобрать оптимальные формы подачи информации, выбрать подходящее для информирования время и периодичность. Для выполнения этого условия хорошо бы учесть следующие моменты:

  • информацию необходимо подавать таким образом, чтобы сотрудник не только знал то, что необходимо для выполнения его функциональных обязанностей, но также почему и в чём интерес каждого участника бизнес-процесса;
  • чем выше образование и квалификация сотрудника, тем в большем объёме и более качественной информации он нуждается;
  • для удовлетворения в информации важно задействовать все каналы коммуникации, в том числе и неформальные;
  • важно точно установить источники информации в компании – официальные и неофициальные – и проводить работу с ними с целью более качественной коммуникации.

2. Не менее важным условием профилактики слухов является регулярная обратная связь от руководства. «По расчетам А.Л. Свенцицкого (1986), информирование работника о текущих результатах его труда и об оценке со стороны руковод¬ства позволяет на протяжении одной только смены повысить производительность труда на 10—30 %»[ii]. Не это ли мечта каждого руководителя?

3. Следующее условие: ориентация персонала на надёжные и достоверные источники информации в компании – корпоративная газета, сайт, отдел по работе с персоналом, линейные руководители и пр.

4. И последнее не по значению условие – информирование линейных руководителей и контроль за поддержанием эффективной коммуникации на местах. В переломные моменты именно руководители – главный источник информации.

Возвращаясь к нашей истории, становится ясно какие ошибки допустили мои клиенты. Как была устранена паника в компании клиента? Невероятно просто – сотрудникам через линейных менеджеров объяснили, что тестируют программу, которую планируют приобрести. Всё!

А если вашу компанию иногда потряхивает, проверьте, «не зажимаете» ли вы так необходимую для ваших сотрудников информацию.

[i] Урбанович А.А. Психология управления. Мн.: Харвест, 2003 – 640 с.

[ii] там же.

 

Карамышева Е.А.