В последнее время широко обсуждается вопрос о применении интернета для образования и бизнеса, а также о возможностях коучинга по интернету как развивающем обучение. Коучинг предлагает новые обучающие процессы, позволяя изучающим направлять свое обучение, получать опыт через межличностное сотрудничество и фокусировать обучение на целях и результатах. Процесс коучинга является трансформирующим. Коучи поддерживают воодушевление клиента к освоению новых горизонтов, к развитию, изменению и достижению. Далее в статье рассказывается о коучинге как таковом и о том, как коучинг сочетается с интернетом.

Джон Юнгер, в настоящее время президент Accolo.com и один из президентов VentureTalent.com, бывший олимпийский чемпион по гребле нанял коуча, чтобы катализировать свою жизнь и свой бизнес: «Я очень нуждался в ускорении профессионального роста. Очень важно придерживаться скорости изменений, моя компания росла быстро, я знал, что бизнес затормозился бы, если бы я не рос и не развивался. Коучинг — это было не об изменении чего-либо в бизнесе, это — о моем собственном росте». Коуч Юнгера, Барбара Фаган, помогала ему достичь его цели, предлагая поддержку, вызов* — то, что определяет отношения между коучем и клиентом. Именно истории, подобные истории Юнгера, побудили меня совершить прыжок в неизведанные воды исследования коучинга, я узнала, что такое коучинг и как он работает, и как моделируется обучающая парадигма, и каково его применение в организации.

Притом, что коучинг фокусируется на разнообразии процессов, людей, знаний и технологий, он может быть связан с интернетом. Понимание процесса коучинга, его технологии, его союза с философиями обучения по интернету приводит к пониманию того, как может осуществляться электронный коучинг

Коучинг как единство Целей, Процесса и Людей.

Коучинг является трансформирующим процессом, в котором коучи поддерживают учащихся в их решимости осуществлять реальные изменения в своей жизни, управлять ею. Это достигается путем фокусирования на целях, процессе и людях.

* Цели отражают основные ценности и приоритеты клиентов и ставятся в соответствии с ценностями и приоритетами.
* Процесс отражает стратегии коучинга: повышение осознанности, поддержка и вызов. Применение стратегий в сочетании с фокусированием на цели создает совершенно особенную атмосферу для развития.
* Понятие «люди» отражает уникальные отношения между коучем и клиентом. Работает ли коуч с одним клиентом или с командой, акцент делается на развитии отношений, которые поддерживают развитие и изменения. В коучинге коуч всегда будет ориентирован на клиента и отношения.
Когда я впервые столкнулась с быстрорастущей профессией коуча, мне было интересно, как она возникла? Пятнадцать лет назад коучинг возник как новая практика, и с самого начала он являлся очень технологичной профессией, то есть стал осуществляться с помощью самых современных технологий: телефон и интернет.

Один из лидеров, Томас Леонард, основал CoachU.com — первую формализованную программу обучения коучей по интернету. Коучинг стал развиваться как обучение и консультирование on line. Международная Федерация Коучей докладывает, что 90 % коучинга происходит с использованием технологий, включая звонки по телефону, мосты-линии в интернете, e-mail, и др. средства интернета. Коучинг все еще является молодой профессией, но все особенности общения по интернету уже прочно введены в практику коучинга.

Коучинг моделирует парадигму обучения по интернету.

Четко сформулировать философию обучения по интернету в целом трудно, потому что она постоянно эволюционирует. Основные принципы интернет-обучения, его вариативность, разнообразие отражают следующие положения, они же характерны и для коучинга по интернету.

1. Осуществляется в любое время, где угодно — без границ времени и пространства.
2. Может быть с формальными обучающими структурами и расписаниями или без них.
3. Может фасилитироваться экспертами и не экспертами по теме.
4. Обучение направлено на изучающего и ориентировано на результат.
5. Могут быть программы, сделанные на заказ для индивидуальных и организационных ситуаций.
6. Обучение основано на действии и исполнении.
7. Программы имеют двухфокусность: что изучается и как учиться.
8. Программы ориентированы на отношения.

Притом, что все это относится к обучению по интернету, взаимодействие с коучем имеет свои особенности:

* Коучинг не фокусируется на содержании, он фокусируется на процессе. Содержание возникает уже в процессе взаимодействия, уже на этапе постановки цели. Для клиента это означает достижение ожидаемого, но также и изучение неожиданного.
* Коучинг не предполагает, что обучение должен фасилитировать эксперт. Взаимодействие стимулируется вопросами и целями клиента. Мотивация и обязательство действовать клиента являются великими предпосылками к взаимодействию, к обучению.
* Развитие в результате взаимодействия и как мыслительное, и как поведенческое. Процесс приводит к определению необходимых действий и изменений в жизни клиента. Коучинг является действительно взаимодействием между клиентом и коучем и предполагает активность обоих сторон.

Есть еще очень много того, что можно рассказать о коучинге. Есть еще очень много вопросов, их больше чем ответов, и в то же время есть легенды и анекдоты о коучинге. Но все это свидетельствует о том, что коучинг действительно сильный процесс.

Коучинг становится глобальным.

Мультинациональные организации, такие как Goldman-Saks, Baxter Healthcare, Boeing, Coca-Cola Foods и General Motors используют коучинг, чтобы создавать в своих компаниях дух развития. Люди ищут коучей как партнеров в создании их жизни и карьеры. Говоря метафорически, широта диапазона коучинга является экстраординарной, организации видят коучинг как жизнеспособный процесс, который помогает удовлетворить потребности в развитии людей в двадцать первом веке.

Рассмотрим General Motors и Boeing, две организации, которые используют коучинг. Энджи Сокол, декан университета Дженерал Моторс объясняет, что новые сотрудники постоянно работают с коучем на первом году в компании. Блек Эмери, главный консультант по организационному развитию в Боинг, говорит о том, что человеческой миссией Боинг является «создать культуру коучинга». Молодое поколение быстро продвигающихся лидеров знает, что коучинг помогает им бороться, побеждать и быть успешными в Новой Экономике.

Вспомните Джона Юнгера, с которого начиналась наша история. При поддержке коуча Фаган Юнгер работал, чтобы стимулировать свой собственный рост и развитие. Толчок был громадным, но не неожиданным в практике коучинга. Юнгер поднял барьер роста и платежеспособности для себя и своих сотрудников. Через месяц VentureTalent.com удвоила прибыли. Сейчас, когда Юнгер направляет энергию в формирующуюся Accolo.com — взлетающую компанию, которая делает вызов существующим методам раскрутки, он видит продолжающееся действие коучинга «Я получаю прямую отдачу, которую не мог бы получить иначе. Отдельным наибольшим вкладом от коучинга является необыкновенно высокий уровень ясности во всех областях жизни. Я знаю, если я не расту лично, я не уйду слишком далеко профессионально», — объясняет Юнгер.

Юнгер и другие, кто испытал коучинг, объясняют, как коучинг стимулирует их развитие. Они говорят о преимуществах того, что их поддерживают и делают им вызов. Они признают, что коучинг требует волевого усилия к изменению. Но они знают, что секрет успеха в Новой Экономике — это способность не только идти в ногу, но и превышать скорость изменения других.

Коучинг — это не пассивный процесс. Наоборот, коучинг требует строгих обязательств от коуча и клиента, и четкого, ясного видения для целевого творческого развития. Применяя философии и стратегии, коучинг может быть очень хорошо организован по интернету. Этим он отвечает на вызов нового тысячелетия.

* Вызов — под вызовом западные специалисты по коучингу понимают побуждение к действию, которое осуществляет коуч относительно принятых клиентом решений. Содержание действий определяется в процессе работы клиентом, коуч же находит нужные слова, вопросы, которые не просто поддержат клиента в его намерениях, но и придадут энергию этим намерениям. Если описать образно, то вызов может быть иногда похож на мальчишеское «слабо?».\