Марша Рейнольдс — всемирно известный коуч и экс-президент Международной федерации коучинга, президент консалтинговой компании «Сovisioner». В течение 20 лет она сотрудничала с различными организациями, включая компании, занимающимися телекоммуникациями и технологиями, здравоохранительными корпорациями, федеральными агентствами и банками. Выдержки из ее книги и интервью печатались в Fortune Magazine, Health Magazine, The LA Times и The New York Times.

Понимание коучинга у разных мастеров отличается или же существуют какие-то единые стандарты?
— Сейчас появилось очень много школ коучинга, и поэтому подходов к коучингу могут быть различными. Однако Международная федерация коучинга считает — и большинство профессионалов согласны с этим — что коучинг, в первую очередь, процесс, основанный на вопросах. Коучи помогают своим клиентам задавать правильные вопросы, находить ответы и в результате достигать своих целей. Коучи не подсказывают клиентам, что им делать, как это делают консультанты. Они используют специальные техники, приводят примеры и описывают различные ситуации для того, чтобы помочь клиентам увидеть новые перспективы, дать импульс творческим способностям в поиске новых решений. Подробную информацию о стандартах коучинга Вы можете найти, например, на веб-сайте Федерации коучинга, www.coachfederation.org

В чем причина такого быстрого роста популярности коучинга в мире?
— Я могу назвать три причины, по которым коучинг стал настолько популярен.
Во-первых, сейчас люди не боятся просить помощи. Они покупают книги, ходят на семинары и нанимают профессионалов, которые помогают им в развитии бизнеса.
Во-вторых, работать с коучем намного эффективнее, чем посещать семинар. У менеджеров, занимающихся с коучем, есть партнер, с которым можно поговорить и у которого можно многому научиться. Причем взаимоотношения коуча с клиентом продолжительны и постоянны. Менеджеры могут научиться на семинаре новым навыкам, но они часто теряют приобретенные умения, если рядом нет человека, который помогал бы им в практике навыка после окончания семинара. Коучинг — отличный способ вложения денег в развитие сотрудников и владельцев бизнеса: полученная прибыль намного превышает инвестиции.
И, наконец, рост количества школ коучинга и их развитие помогли рассказать всему миру о профессии коуча.

Как Вы оцениваете потребности российских менеджеров в услугах коучей?
— Не существует единственно правильного подхода к менеджменту. Менеджмент – сложный процесс. Экономика и рынок продолжают стремительно изменяться, и менеджерам необходима поддержка в принятии правильных решений, касающихся вопросов бизнеса и персонала. Кроме того, коучи приносят с собой технологии, разработанные лучшими специалистами в других странах. Это поможет менеджерам в России учиться и развиваться быстрее.
Сейчас не время вести «бизнес как обычно». То, что работало в прошлом, может не работать сейчас. Лучше понимая себя и окружающих надо двигаться вперед и добиваться успеха.

Чем деятельность коуча отличается от работы бизнес-психолога?
— Работа коуча и психолога имеют много общего, сферы их интересов пересекаются. Однако коучинг фокусируется в основном на том, как достичь успеха, а не на том, как разрешить старые проблемы. Процесс коучинга протекает быстрее, благодаря тому, что коучи обычно не тратят так много времени на оценки, как психологи. Вместо этого, коучи работают, раскрывая в течение коучинг-беседы ощущения клиентов и расхождения в их мышлении. Коучи побуждают клиентов ставить себе новые цели, затем, если нужно, помогают преодолевать возникающие на пути препятствия. Коучинг больше ориентирован на практическое действие, чем психология.

Что значит управлять собственными эмоциями? Что такое концепция эмоциональной компетентности?
— Я стараюсь избегать слова «управлять», потому что с некоторых пор оно часто означает «скрывать свои эмоции». Эмоциональная компетенция – это процесс определения нашего состояния для того, чтобы понять, каким образом оно влияет на наше поведение. Осознавая это, мы можем существенно улучшить свои взаимоотношения с другими людьми.
Эмоции влияют на все наши решения и действия. Если мы не осознаем этого, мы позволяем своему мозгу контролировать себя. Если мы знаем об эмоциональных импульсах и провокациях, мы способны подсказать своему мозгу, что делать. Результатом становятся не только правильные действия и верные решения, но спокойствие и внутренняя гармония.

В каких компаниях необходимо проведение коуч-мероприятий по формированию эмоциональной компетентности работников, и для какого уровня менеджмента они будут наиболее полезны?
— Я преподаю эмоциональную компетентность для всех уровней персонала компаний. Это помогает сотрудникам на нижних уровнях осознавать, что мотивирует их на работу, а что нет. Они становятся более продуктивными и, как следствие, более счастливыми на работе, учатся новым способам разрешения проблем с коллегами и родственниками.
Для менеджеров крайне важно быть эмоционально компетентными, если они хотят добиться успеха, работая с другими людьми. Если они не учитывают этот фактор, их подчиненные не смогут использовать весь свой потенциал.
Эмоции высшего звена менеджмента влияют на успех любой новой программы. Им необходимо знание эмоциональной компетентности для планирования организационных программ развития.

Стресс мешает работе. Не становится ли спонтанность и эмоциональная раскрепощенность менеджера поводом для возникновения стрессовых ситуаций для самого менеджера и окружающих его людей?
— Эмоциональная компетентность не дает людям разрешение выражать свои эмоции. Наоборот, реально оценивая свои поступки, люди получают возможность осуществлять правильный выбор и снизить воздействие стресса. Когда мы понимаем природу своих эмоций, мы способны уберечь свои ощущения и свое восприятие от искажения. А это открывает перед нами большие возможности.

Приведите, пожалуйста, наиболее яркий пример из Вашей практики.
— Менеджер одной компании получил письмо по электронной почте от одной из своих сотрудниц. Она написала ему, что он принимает неверные решения и, вследствие этого, делает большие ошибки. Обиженный менеджер связался со мной до того, как ответить на письмо, так как знал, что в ответе будет говорить одна злость. Он сказал, что эта сотрудница хочет занять его место. Я спросила, что плохого в том, что ему указали на ошибки. Менеджер ответил, что сотрудница его не уважает и считает некомпетентным. Я предложила своему клиенту написать обидчице ровно то, что он думает: письмо заставило его почувствовать себя некомпетентным в менеджменте, причинило ему боль и вызвало злость. И предложила спросить сотрудницу, хочет ли она наладить их взаимоотношения. Когда менеджер написал о том, что чувствует (вместо того, чтобы выдвигать встречные обвинения или пытаться подчеркнуть ее недостатки), женщина, в ответ, поделилась своими ощущениями. Она полагала, что он пытался выполнять часть ее обязанностей, чтобы подчеркнуть ее непрофессионализм. Женщинам в компании сложнее, чем мужчинам, им нужны не враги, а друзья. Затем менеджеры договорились о том, как они будут общаться. Поделившись своими чувствами, они поняли, что происходило на самом деле, и смогли разрешить конфликт.
Другая история. Один из моих клиентов получил повышение и был назначен начальником нового отдела. За последнее время его компания уволила многих сотрудников, и он не хотел показаться неблагодарным. Он боялся, что не сможет справиться с обязанностями, а необходимость максимально выкладываться подавляла его. Я объяснила ему, что первичное предназначение мозга – защищать нас. Беспокойство – сигнал того, что нам могут причинить вред. Затем я спросила, что для него страшнее всего. Он ответил, что может не понравиться окружающим или допустить грубую ошибку, которую заметит начальник. При этом он понимал, что это не может послужить причиной увольнения. Тем не менее, он уже обдумал свою новую карьеру на случай отставки. И как только он осознал, что ему не о чем беспокоиться, ему стало намного лучше.
Если мы не признаемся в своих страхах, они переполняют наш мозг. Когда мы соглашаемся, что испытываем беспокойство или тревогу, в нашей власти исследовать последствия и определить, что может произойти. Как правило, мы можем справиться с любыми последствиями, если знаем и понимаем, что происходит на самом деле. Эмоциональная компетентность помогает нам видеть все намного яснее.

Источник http://coacha.ru/