Само-осознанность.
* Эмоциональная само-осознанность: Лидеры с высокими показателями само-осознанности настроены на свои внутренние импульсы, понимают, как их чувства воздействуют на них и на их способность выполнять работу. Они также настроены на свои управляющие ценности и часто интуитивно выбирают наилучший курс действий, будучи способными видеть масштабную картину в сложной ситуации. Эмоционально само-осознанные лидеры могут быть подлинными, способными открыто рассказывать о своих эмоциях или убежденно говорить

* Правильная само-оценка: Лидеры с высокими показателями само-осознанности обычно хорошо знают свои ограничения и сильные стороны, обладают чувством юмора по отношению к самим себе. Они способны учиться там, где им необходимо что-либо улучшить и открыты к критике и обратной связи.
Правильная само-оценка позволяет лидеру понять, когда нужно попросить помощи, а когда сфокусироваться на развитии своих сильных сторон как лидера.
* Уверенность в себе: Знание своих способностей с достаточной точностью позволяет лидерам использовать свои сильные стороны. Уверенные в себе лидеры не боятся серьезных испытаний. У таких лидеров часто бывает некое качество присутствия, которое выделяет их в группе.
Управление собой.

* Эмоциональный само-контроль: Лидеры, обладающие эмоциональным самоконтролем, находят способы справляться со своими мешающими эмоциями и импульсами, а иногда и использовать их на благо. Показатель самоконтроля – лидер, который остается спокойным и сохраняет ясную голову во время кризиса – или который не теряет головы даже когда ситуация становится угрожающей и не поддается на провокации.
* Открытость: Лидеры, обладающие этим качеством, живут на основе своих ценностей. Открытость перед другими в том, что касается чувств, убеждений и действий – дает дорогу целостности. Такие лидеры открыто признают ошибки и противостоят неэтичному поведению других, вместо того, чтобы закрывать на это глаза.
* Адаптивность: Гибкие лидеры могут приспосабливаться к ситуациям, требующим уделять внимание в разных направлениях, и при этом не теряют своего фокуса, чувствуют себя комфортно в постоянно меняющейся обстановке корпоративной жизни. Такие лидеры обладают гибкостью, достаточной для того, чтобы соответствовать изменениям и новым вызовам, а также могут менять свой способ мышления, если реальность того требует.
* Достижение: Лидеры, чьей сильной стороной является стремление к достижениям, обладают высокими внутренними стандартами, что заставляет их постоянно искать способов улучшения и повышения результатов, как для себя самих, так и для тех, кем они управляют. Они прагматичны, устанавливают достижимые, но трудные цели, способны просчитывать риски так, чтобы их цели были достижимыми, но находились за пределами зон комфорта. Знаком обладания таким качеством является постоянное обучение тому, как делать еще лучше.
* Инициатива: Лидеры, у которых есть чувство эффективности – что они имеют все, что нужно, чтобы управлять своей судьбой – часто проявляют инициативу. Они ловят возможности – или создают их – а не просто ждут. Такой лидер не будет сомневаться, когда возникает необходимость немного нарушить правила, если это создаст лучшие возможности на будущее.
* Оптимизм: Оптимистичный лидер обладает способностью легче двигаться, видя в препятствиях возможность, а не угрозу. Такие лидеры смотрят на других людей позитивно и ожидают от них лучшего. И их точка зрения по типу «стакан наполовину полон» ведет к тому, что они верят, что будущие изменения будут положительными.

Социальная осознанность

* Эмпатия: Лидеры, обладающие эмпатией, способны настроиться на очень широкий спектр эмоциональных сигналов, что позволяет им уловить то, что человек или группа чувствует, но не говорит. Такие лидеры внимательно слушают и могут ухватить точку зрения другого человека. Эмпатия помогает лидеру ладить с людьми разных социальных групп и культур.
* Организационная осознанность: Лидер, обладающий социальной осознанностью, имеет политическую чувствительность, может увидеть опасные социальные взаимосвязи и ключевые властные взаимоотношения. Такие лидеры понимают политическую ситуацию в организации, так же, как и ее управляющие принципы и неписанные правила.
* Сервис: Лидеры, обладающие этой компетентностью, могут создать такой эмоциональный климат, что те сотрудники, которые непосредственно общаются с клиентами, будут строить эти взаимоотношения правильным образом. Такие лидеры тщательно следят за тем, чтобы клиенты и покупатели получали то, что им нужно. Они также будут доступны, когда необходимо.

Управление взаимоотношениями

* Вдохновляющее управление: Лидеры, которые вдохновляют, создают резонанс и ведут людей за собой с помощью вдохновляющих целей или общей миссии. Такие лидеры воплощают в себе то, чего они требуют от других, и могут выразить общую миссию таким образом, что всем остальным хочется следовать в этом направлении. Они предлагают ощущение большой цели, которая стоит за ежедневной рутиной, что делает работу волнующей и увлекательной.
* Влияние: Индикаторы лидерской способности к влиянию находятся в широкой области: от способности найти правильный подход к слушателю, до умения убедить ключевых людей поддержать определенную инициативу. Такие лидеры очень убедительны, особенно, когда обращаются к группе людей.
* Развитие других: Лидеры, которые хорошо справляются с развитием способностей других, показывают искренний интерес в тех, кому они помогают, понимая их цели, сильные и слабые стороны. Такие лидеры могут дать своевременную и конструктивную обратную связь, они являются менторами и коучами «от природы».
* Катализатор перемен: Лидеры, которые являются катализаторами перемен, способны увидеть необходимость в переменах, бросить вызов сложившемуся положению, установить новый порядок. Они могут быть сильными защитниками перемен даже перед лицом оппозиции, находя убедительные аргументы. Они также находят способы устранить препятствия к переменам.
* Управление конфликтом: Лидеры со способностью к устранению конфликтов могут выслушать все стороны, встать на различные точки зрения, а затем найти общий идеал, который устроит всех. Они выводят конфликт на поверхность, признают чувства и взгляды всех сторон, затем перенаправляют энергию в сторону общего идеала.
* Создание связей: Такие лидеры способны создавать крепкие связи и долгосрочные взаимоотношения.
* Работа в команде и сотрудничество: Лидеры, обладающие способностью к работе в команде, создают дружественную атмосферу, моделируя при этом уважение, сотрудничество и готовность помочь. Они приводят остальных к принятию обязательств с энтузиазмом, к коллективным усилиям, создают общий дух и определенность целей. Они уделяют время налаживанию взаимоотношений за рамками чисто рабочих обязанностей.

www.b-coach.ru
Из книги: “Te New Leaders”
D. Goleman, R. Boyatzis, A. McKee
TimeWarner Paperbacks, 2003