Карамышева Елена Аверкиевна
Директор Академии. Профессиональный бизнес-тренер, сертифицированный коуч-консультант.

Большое значение в коучинге имеет структурирование беседы. В противном случае, она может превратиться просто в дружеский разговор, жалобы или «плач в жилетку», что будет противоречить цели коучинга – «осуществление намеренных позитивных изменений» (2, с. 86). Структурирование беседы в коучинге заключается в некоторой последовательности ключевых этапов, которые отражены в модели GROW. Данная модель появилась из наиболее успешной практики и опирается на грамотное использование вопросов и следование чёткой структуре.
«Модель GROW – это нелинейная структура сессий с четырьмя составляющими: цели (goals), реальная действительность (reality), возможности (options) и выводы (wrap-up)» (2, с. 86), а в некоторых источниках последняя буква W рассматривается, как will – воля, желание осуществлять действие к достижению поставленной цели.

Рассмотрим структуру модели GROW более подробно.

Любая коуч-сессия начинается в постановки цели / целей (если разговор идёт о долгосрочной перспективе). Коуч предлагает определить клиента чего именно он хочет достичь, чего он ожидает конкретно от данной встречи. Для этого коуч может задать следующие вопросы или в случае самокоучинга Вы сами можете их задать себе:

  • Что может быть наилучшим результатом нашей встречи?
  • Какие у Вас ожидания от данной сессии?
  • О чём Вы хотите поговорить?
  • Чего Вы хотите достичь в результате нашей с Вами работы?
  • Над чем Вам важно сейчас подумать?
  • Какие чувства Вы хотели бы испытать по окончании сессии? И т.д.

Следует отметить, что клиенты не всегда чётко конкретизируют свои цели и задача коуча состоит в том, чтобы добиться ясности в их формулировании. Для этого используется техника SMART, т.е. цели должны быть конкретными (specific), измеримыми (measurable), привлекательными (attractive), реальными (realistic) и определены во времени (time framed). После того как клиент обрисовал желаемую картину в общих чертах, коуч помогает ему постепенно прояснить её и сформулировать цель. Здесь же рассматривается реальная ситуация, в которой находится клиент, после чего, возможно вернуться к цели и переформулировать её. Как мы видим – это нелинейный процесс.

Далее коуч и клиент подробно рассматривают реальную ситуацию клиента (реальность). Задача коуча – повысить уровень осознания клиента, помочь ему определить свои сильные и слабые стороны. И, как мы уже говорили выше, на этой стадии часто поднимаются вопросы, которые приводят к переосмыслению первоначально поставленной цели. Например, такие:

  • Какие изменения произошли с момента нашей последней встречи?
  • Какие ключевые факторы Вы можете выделить в этой ситуации?
  • Каким образом данная ситуация повлияет на другие сферы Вашей жизни?
  • Что происходит в Вашей семье / в коллективе / в компании в настоящее время?
  • Что требует изменений?
  • Что Вы можете сделать для достижения желаемых результатов?
  • Какие, предыдущие решения сработали, а какие нет?

На данном этапе основная функция коуча – помочь клиенту понять, т.к. после понимания клиент осознаёт всё сам и сам принимает наиболее правильные для него решения и, следовательно, делает лучший выбор.

Итак, на этапе «реальности» достигается чёткое понимание исследуемого вопроса, и из этого понимания вытекают возможности. Задача следующего этапа – определиться с возможностями, которыми располагает клиент. Коуч помогает клиенту составить список всех возможностей, не оценивая их. Здесь будут уместны следующие вопросы:

  • Какими ресурсами Вы обладаете для достижения поставленной цели?
  • Какие дополнительные ресурсы, как Вы считаете, Вам ещё придётся привлечь для достижения намеченной цели?
  • Какие действия Вам кажутся наиболее привлекательными в данной ситуации?
  • Кто может Вас поддержать в продвижении осуществляемых изменений?
  • Перечислите полный спектр действий в данных обстоятельствах?
  • Что ещё будет целесообразно в этой ситуации?

На этапе «возможности» при анализе вариантов, чтобы продвинуться от очевидного дальше, вполне уместным будет мозговой штурм, проведённый коучем совместно с клиентом.

Завершающий этап коуч-сессии – планирование плана действий. И он может иметь множество вариантов. Клиент выбирает оптимальный для себя вариант и проговаривает последующие шаги. Здесь же целесообразно проверить стремление клиента следовать намеченному курсу и выяснить, нужна ли ему поддержка. План действий должен быть чётким, ясным и в согласии с ценностями клиента. Задача коуча на этом этапе – добиться от клиента решимости действовать. Следовательно, здесь будет уместно задать следующие вопросы:

  • Вы наметили несколько вариантов, какие из них Вы готовы воплотить в действие?
  • С чего Вы начнёте? Какой будет следующий шаг?
  • Опишите последовательность Ваших действий.
  • Определите: кто и что будет делать?
  • Скажите конкретно, в чём заключается план Ваших действий?

Каждая сессия коучинга должна заканчиваться составление плана действий и его записью на бумаге. Когда записи ведёт сам клиент – это повышает его ответственность и делает достижение цели более вероятным.

Таким образом, коуч, используя в своей работе модель GROW, помогает клиенту из сумбурных разговоров об интересующей его теме, постепенно наметить цель, исследовать свою реальность, найти несколько вариантов решений и сделать выбор дальнейших шагов для достижения желаемого результата. «Роль коуча заключается в том, чтобы помогать игроку думать, а вовсе не в том, чтобы делать это за него» (1, с. 63).

Литература:
1. Дауни М. Эффективный коучинг: Уроки тренера коучей / Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2005. – 288 с.
2. Грант Э., Грин Дж. Коучинг в принятии решений. – СПб.: Питер, 2005. – 138 с.